Так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области) по реке Гуслице, притоке Нерской, впадающей в Москва-реку. Здесь в конце XVII - начале XVIII вв. селились беглые староверы-поповцы. В XVIII-XIX вв. в гуслицких селах и деревнях занимались торговым хмелеводством, производством роговых изделий (гребней), повсеместно изготовлением хлопчатобумажных тканей, реже шелка и канители, крашением тканей, их набойкой, добычей глины и изготовлением фаянсовой посуды, изделий из дерева, извозом, торговлей..

В 60-70-х гг. XIX в. в промышленной слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслицы было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие (крюковые) рукописи Гуслицкий работы. "Гуслицкая" манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. От поморского полуустава почерк гуслицких рукописей отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. У инициалов нет длинных орнаментальных веток-отростков, а лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом с инициалом. Внутренняя часть букв, объемных и широких, декорирована золотыми и цветными завитками орнамента. Самая заметная особенность, характеризующая Гуслицкий орнамент - цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. В заставках, инициалах и книжной миниатюре гуслицкой школы часто применялись яркие синий и голубой цвета. Таких сияющих синих красок в сочетании с обильным золочением нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ.
В Гуслицах сложился своеобразный очаг производства рисованного лубка. Местные мастера хорошо знали поморские картинки, однако старались ни в чем не повторять Выговские лубки. Произведения гусляков отличаются полной самостоятельностью в компоновке текста, декоративном обрамлении листов и прочем. Названия листов пишутся не вязью, а крупным полууставом яркой киноварью. Как и в гуслицких рукописях декорировка инициалов - главный предмет забот художников здешних картинок.

Гуслицкий рисованный лубок демонстрирует тесную связь с иконописью: в размещении сюжетных эпизодов в отдельных клеймах, моделировке одежды, изображении архитектурных сооружений, деревьев. Гуслицкие иконописцы работали далеко за пределами родных мест. В конце 40 - начале 50-х гг. XIX в. на Среднем Урале власти выявили свыше двух десятков гусляков, по много лет занимавшихся писанием икон в Екатеринбурге (более десяти человек), в Нижне-Тагильском, Невьянском, Верхне-Тагильском и других заводах. Их заказчиками были не только старообрядцы, но и православные. Среди этих иконописцев - Устин Васильев, который, возможно, является соавтором подписной рисованной картинки с изображением птицы Алконоста, датированной 1845 г., но не определяемой по месту изготовления. Многие Гуслицкие иконописцы занимались также перепиской певческих книг.