ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ КУРОВСКОГО КРАЯ
100000-летний ледниковый период ушёл с территории Орехово-Зуевского района в IX тысячелетии до н.э.. Кто и как жил на этой земле в доледниковый
период достоверно сказать нельзя. Но и с уходом ледника на эти земли люди долгое время не стремились. Из-за их труднодоступности и малопригодности для жизни.
В XXI-XX веках до н.э. в наших краях поселились неолитические племена индоевропейцев археологической культуры шнуровой керамики и боевых топоров. Их сменили индоевропейцы-праславяне фатьяновской археологической культуры, наследниками которой стали индоевропейцы дьяковской культуры. Это были балто-славяне, ассимилировавшиеся с пришедшими с северо-востока фино–уграми. Дьяковская культура сформировалась в VII веке до н.э.. А уже спустя 1400 лет прекратила существование. Фино–угорскими наследниками дьяковской культуры стал народ меря (IX-XIII века н.э.). Меря селились вдоль реки, называвшейся в честь них Мерьская (позднее стала именоваться Нерская). Все эти племена были мало цивилизованы. Поэтому от них осталось очень мало следов. Основными занятиями их были охота и рыболовство. Позднее начало развиваться скотоводство, но в очень малом объёме. Из-за труднодоступности нашего края у мери не было врагов, кроме природы, с которой они жили в полной гармонии. Более опытные славянские племена воинов-земледельцев принесли в Мерьский край цивилизацию. Отставшим от прогресса меря ничего другого не оставалось как перенимать у славяних достижения, идеологию и мировоззрение. В междуречье Клязьмы и Нерской славяне начали проникать в VIII веке н.э.. С северо-запада шли новгородские славяне, с запада по Клязьме – кривичи; с юго-запада из Польши по Оке, Москве и Нерской в окрестности нынешнего Куровского пришли вятичи – потомки рода князя Вятко. Здесь они основали крупное по тем временам поселение, от которого сохранились куровские курганы. Их высота и площадь а также найденные в них при раскопках предметы быта говорят о том, что здесь жило немало бояр, а возможно тут находилась столица одного из вятичских княжеств. По соседству с куровским поселением вятичей пришлые новгородцы во главе с боярином Ончифером основали своё большое поселение, которое позднее стало именоваться Анциферово. Оба поселения жили земледелием и контролем за торговым путём, шедшим по Нерской от Зуева Волочека (Орехово-Зуево) до Нерского Мыта (Воскресенск); и были основаны в XII веке. Согласно легендам в то же время вблизи от них был основан и монастырь. Нет никаких доказательств того, что славянские поселения с монастырём на Нерской были разрушены воинами Батыя. Скорее всего, большие городища, стоявшие на отшибе древнерусской цивилизации, пришли в упадок из-за того что нерский торговый путь перестал существовать а следовательно и не мог прокормить здешних жителей. Это стало возможным из-за снижения объёма торговли, вызванным разорением Руси татарами. Т.е. упадок вятичской цивилизации на Нерской связан с татарским нашествием не прямо а косвенно. Состоятельные жители уехали скорее всего в более хлебные места, а те кто победнее остались простыми крестьянами – землепашцами. Монахи так же вынуждены были скорее всего покинуть эти малонаселённые места. Оставшимся жителям вполне хватило и маленькой церквушки. Скудность нашего знания о вятичах в том числе и куровских связана с тем, что этот славянский союз знаменит тем, что живя на дремучих окраинах тогдашней Руси был плохо управляемым какой-либо внешней властью. Летописцы, описывавшие деяния центральных властей, неудобный для этих властей народ старались упоминать как можно реже, в основном указывая победы над ним (как потом выяснялось кратковременные). Кроме того главные летописцы земли русской – киевские постарались максимально предать историческому забвению практически всех князей всех славянских союзов дохристианской Руси. В IX веке вятичи платили дань хазарам по беличьей шкурке с дома. В 966 году от хазарской дани их освободил Святослав, обязав взамен платить дань Киеву. В 972 году после трагической гибели Святослава вятичи перестали платить дань. Только в 981 году его сын Владимир вновь сумел обложить вятичей данью с каждого плуга. Насколько успешно это ему удалось говорит тот факт, что уже в следующем году ему вновь пришлось воевать с вятичами всё по той же причине. Назначавшиеся из Киева наместники и князья в этих землях были бессильны выстроить эффективную вертикаль власти. Местная же элита по максимуму старалась использовать бессилие центральной власти. В XII веке находясь на стыке Черниговского, Смоленского, Суздальского, Муромского и Рязанского княжеств вятичи умудрялись жить фактически автономно и от князей этих городов. Поэтому и наш край скорее всего уже тогда получивший имя Гуслицкая волость до 1339 года нигде не упоминался т.к. скорее всего имел собственного вятичского князя, не подчинявшегося никому, пользуясь тем что желающему покорить древних вятичей – гусляков прежде не плохо было бы найти их поселение. А это было практически невозможно. Да и у соседних удельных князей хватало собственных забот – они постоянно между собой воевали. О распрях же среди вятичских князей ничего известно не было. Т.е. остальная Русь вполне могла бы поучиться у вятичей тому как жить в мире и согласии между собой и с соседями – племенем меря. Только с приходом монголо–татар вятичской вольнице приходит конец. Умирает курганная культура погребений, носителями которой были как и все славяне вятичи. Татары вводят для простоты своего управления данниками на Руси собирательный термин для обозначения этих данников – «русский». Общая беда – монголо-татарское иго окончательно стирает грани между славянскими союзами и поглощёнными ими фино–угорскими племенами. Все они теперь православные христиане, говорящие на русском языке. Меняется и внутриполитическая ситуация на Руси. В начале XIV века начинает возвышаться Москва. Московская Русь начала строиться с малой территории – окрестностей города. Поэтому начав объединение русских земель скурпулёзный Иван Калита не мог не заметить вхождения в состав своего княжества Гуслицкой волости, которую он впервые и упоминает в своей Духовной грамоте 1339 года. Местное население было уж не тем, что раньше а потому не могло уже ничего противопоставить московским князьям. Однако учитывая что население составляли крестьяне, а земли были по прежнему труднодоступными, эффективно управлять Гуслицей по–прежнему было невозможно. Не всякий переписчик или сборщик налогов мог попасть сюда. Пользуясь этим а так же из-за скудности здешних земель крестьяне время от времени меняли место расположения деревни и её название. Так прежде чем называться Куровской она была несколько в другом месте и именовалась Владимирская (XV-XVI века). Не исключено что были и другие названия. Но и название «пустошь Куровская» тоже говорит о том что когда-то там тоже жили. Не исключено что когда-то тут была усадьба вятичского боярина Кура. Самое интересное что состояние неясности географического положения Куровской свойственно только для неё как поселения потомков нерских вятичей . Потомки же анциферовских новгородцев пределы Анциферова не покидали. Только полная и окончательная победа крепостного права сделало не возможным после 1646 года для вольнолюбивых куровчан продолжение их вольной жизни. В 1656 году в Москве происходит церковный раскол и в труднопроходимую Гуслицу начинается массовый исход противников нововведений патриарха Никона. Приходят они и в Куровскую. Так началась старообрядческая эпоха гуслицкой и куровской истории… 29.03.2012 22:06 | Просмотров: 6635 | Печать
|
.: Календарь новостей
.: Поиск
|
Уважаемые посетители! Решения Совета депутатов и постановления Главы, изданные до 2011 года, доступны по адресу old.kurovskoye.ru