Трагедия на перегоне Куровская–Авсюнино
«Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова — крупнейшее авиационное предприятие на просторах бывшего СССР — берёт начало от основанного в 1932 г. ремонтного завода № 84 ГВФ в г. Химки Московской области. К концу первой пятилетки было построено несколько отечественных моделей самолётов. В течение второй пятилетки новому заводу было поставлена задача техобслуживания и переоборудования самолёта АНТ-9. В 1940 г. оборудование было модернизировано для увеличения производства.
В связи с приближением к столице фашистских войск, по решению ГКО, принятому 5 октября 1941 года, авиазавод № 84 подлежал эвакуации в Ташкент. В течение октября были сформированы эшелоны по 50-60 вагонов в каждом. В состав входили четырёхосные — «пульмановские» 50-тонные грузовые вагоны, оборудованные нарами — для людей, и открытые платформы с заводским оборудованием — станками, ящиками с инструментом, узлами и деталями самолётов. Во главе каждого эшелона были поставлены энергичные хозяйственники и партийные работники завода, на их плечи легла забота об эшелоне в пути. Некоторые эшелоны шли больше месяца из-за перегрузки железнодорожных узлов. Например, пятый эшелон отправился из Москвы 23 октября и находился в пути до Ташкента 24 дня. Как воспоминал один из эвакуированных, условия были далеко не комфортные, но главное, он и его семья, которые ехали в этом эшелоне не попали под бомбёжку. Как он говорит, на это могло повлиять погода — осень 1941 года была весьма пасмурной и дождливой. Всего было отправлено 17 эшелонов — около 700 вагонов. Но, увы, 10-й эшелон, который отправился в путь 30 октября, подвергся нападению вражеской авиации, и многие погибли. Именно про этот эшелон и начну свой рассказ. ***
Семья железнодорожников Степановых проживала в казарме около деревни Авсюнино, на 98-м километре. Их дочь Анфиса была школьницей и училась в 10-м классе Титовской школы. Но в связи с тем, что началась война и преподавателей мужчин призвали защищать родину, старшие классы распустили по домам. Анфиса очень хорошо помнила те страшные события осени 1941 года, которые происходили рядом с домом. Первый раз, как она рассказывала, 14 октября 1941 года немецкий самолёт сбросил фугасную бомбу около шоссейной дороги по левую сторону от разъезда 95-й километр. Воронка была огромная. Все с ужасом смотрели на эту яму, которая была шириной и глубиной метров 5. Сила взрыва была такова, что на краях воронки не осталось выброшенного грунта, всё разлетелось по воздуху. Второй раз вражеский самолёт сбросил бомбы между разъездом 95-й километр и шоссейной дорогой, намереваясь разбомбить санитарный поезд, который возвращался с востока. Осколки врезались в деревья. Это чугунные слитки неопределённой формы с очень острыми краями. Были сброшены бомбы в лесу в левой стороне шоссейной дороги, ведущей в село Богородское, и бомба на станцию Авсюнино, на железнодорожное полотно напротив бывшего пожарного депо. Путь повреждён, жертв не было. И самая страшная бомбёжка — 5 ноября 1941 года, когда немецкий самолёт сбросил 12 осколочных бомб в поезд, эвакуировавший людей из Москвы в Ташкент на авиационный завод. Это был как раз тот самый 10-й эшелон. «Было утро, 9 часов 30 минут, по радио объявили воздушную тревогу. Поезд шёл на небольшой скорости, а в небе появился самолёт. Он обогнал поезд, развернулся и начал сбрасывать бомбы. Одна попала между паровозом и первым вагоном в автосцепку. В этом вагоне везли продукты. Остальные падали на бровку, осколками ранило и убило много людей. Было холодно, вода в кюветах покрылась льдом. Люди из вагонов бежали по воде и прятались в наших сараях, что находились около казармы.» Хорошо помнит эти события и уроженка д. Авсюнино, ныне жительница г. Куровское Бунякина Елена Савельевна. Ей было 16 лет, когда на её глазах всё это произошло. Тогда она работала секретарём сельского совета. Как она вспоминает, в то утро тихую солнечную улицу деревни огласили взрывы необычайной силы, зазвенели стёкла в домах. Немецкий истребитель преследовал поезд с рабочими и станками эвакуированного завода. Догнав поезд, бомбардировщик стал сбрасывать на него бомбы. Поезд остановился, из него стали выбегать люди. С пикирующего самолёта из пулемета фашисты в упор расстреливали ни в чем не повинных мирных граждан, ковавших победу в тылу. Эта первая ужасная картина — море крови — осталась в её памяти на всю жизнь. Её брат тогда работал трактористом в колхозе, и он на тракторе с сапёрами отвозил неразорвавшиеся бомбы подальше от деревень, где их обезвредили. Начальник 10-го эшелона Шайкин призвал всех эвакуированных к спокойствию. На завод был послан мастер Жуков с поручением побыстрее добыть самолёт, который вывез бы раненых. Поблизости оказалась больница с. Рудня-Никитское, куда их и доставили. А легкораненых направляли в медпункт Авсюнинской фабрики. Вскоре сюда прибыл директор А.М. Ярунин, парторг ЦК В.В. Калошин и предзавком профсоюза Терёхин. Они привезли медикаменты, продукты и одежду. Поезд был переформирован и продолжил путь в Ташкент. Потребовалось немало мужества и выдержки, чтобы сохранить этот эшелон и обеспечить выход следующего. Местные жители с уцелевшими после трагедии сотрудниками завода, а также работники Авсюнинской фабрики помогли собрать погибших и похоронить. Братская могила находится в поле между деревнями Авсюнино и Селиваниха. Часть умерших ещё похоронили на Дороховском кладбище п. Авсюнино. Также есть захоронения на кладбище с. Рудня–Никитское. Фронтовик Андриянов Ананий Акимович, который тогда работал помощником мастера Авсюнинской фабрики, непосредственно участвовал в ликвидации аварии. Ананий вместе с мастером своего цеха вытаскивали молодую девушку из-под обломков вагона. Выяснилось, что девушка мертва, а не без сознания, как они вначале подумали, оказалось также, что взрывом у неё оторвало пол туловища. Навсегда осталось это у него в памяти, как сейчас видит большие косы, прекрасное девичье тело. Через год его забрали на фронт. Потом на фронте он встречал много смертей, но эта, встреченная на родной земле, не забудется никогда. ***
Прошли годы. Братские захоронения не были забыты. Благодаря усилиями почётного гражданина Орехово-Зуевского района и краеведа Андрияновой Устиньи Григорьевны (она также была свидетельницей этого события, а её брат участвовал в разборке завалов), могилы были благоустроены, на них появились обелиски и памятные доски. Вокруг захоронений установили ограды. Но все эти годы не было точных сведений о погибших, кроме одной сотрудницы завода Смирягиной Ольги Георгиевны (1915-1941), умершей от ран в больнице с. Рудня–Никитское и захороненной в индивидуальной могиле на сельском кладбище. В 2011 году мною была организована работа по поиску сведений о людях, погибших в этой трагедии. Обработано большое количество материала, были подключены люди в Узбекистане. И не так давно в архиве завода были найдены сведения на 236 человек, погибших вследствие бомбёжки на перегоне Куровская–Авсюнино. Я решил опубликовать эти списки. Может быть, среди 236 человек люди найдут своих родственников или родственников знакомых, которые с заводом были эвакуированы в Ташкент, т.к. многие наверняка считаются пропавшими без вести. Шёл сорок первый, был октябрь. Война Москву кольцом сжимала. И смерть со свастикою в небе Над деревнями пролетала. Одной из жертв был эшелон С людьми завода номерного. Разбило бомбою вагон, Осталась лишь одна основа. Андриянов Ананий Акимович Михаил Рыбин, краевед
15.11.2013 22:36 | Просмотров: 7124 | Печать
|
.: Календарь новостей
.: Поиск
|
Уважаемые посетители! Решения Совета депутатов и постановления Главы, изданные до 2011 года, доступны по адресу old.kurovskoye.ru